среда, 6 ноября 2013 г.

Логика для школьников, когда начинать?

Нечего и говорить, о том насколько развитие логических способностей влияет на успеваемость школьников. 

У ребенка три вида мышления:
 - Предметно -действенное, действие над предметом
 - Наглядно-образное, обычно у маленьких деток, когда действие осуществляется именно тут и сейчас, в настоящих условиях
- Абстрактное, словесно-логическое, которое формируется постепенно с наполнением словарного и смыслового запаса у ребенка. 


Задание для ребенка 2 лет:


В дошкольном и начале школьного возраста доминирует наглядно-образное мышление, поэтому, если в первые два года обучения дети много работают с наглядными образцами - собирают фигуры, составляют схемы, то в следующих классах объём такого рода занятий сокращается. По мере обучения и приобщения к научному знанию, в запасе школьника появляются научные понятия, его умственные операции становятся менее связанными с конкретной практической деятельностью или наглядным примером. 

Логика позволяет ученику решать задачи и делать выводы, ориентируясь на внутренние, существенные свойства и отношения.  Ребенок овладевает приемами действий в уме, учится анализировать, появляются и формируются рассуждения. У ребёнка появляются логически верные рассуждения: рассуждая, он использует операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.

Задание для ребенка 4 лет:


Развитие логики у малышей начинается с простых заданий на сравнение, обобщение и классификацию. Потом ребенка учат рассуждать, появляются действия синтеза и анализа. 


Овладением анализом начинается с умения ребёнка выделять в предметах и явлениях различные свойства и признаки. Любой предмет можно рассматривать с разных точек зрения. В зависимости от этого на первый план выступают та или иная черта, свойства предмета. Умения выделять свойства даётся младшим школьникам с большим трудом. И это понятно, ведь конкретное мышление ребёнка должно проделывать сложную работу абстрагирования свойства от предмета. Как правило, из бесконечного множества свойств какого-либо предмета первоклассники могут выделить всего лишь два-три. По мере развития детей, расширения их кругозора и знакомства с различными аспектами действительности такая способность, безусловно, совершенствуется. Однако это не исключает необходимости специально учить младших школьников видеть в предметах и явлениях разные их стороны, выделять множество свойств.
Задание для ребенка 7 лет:

Параллельно с овладением приёмом выделения свойств путём сравнения различных предметов (явлений) необходимо выводить понятие общих и отличительных (частных), существенных и несущественных признаков, при этом используется такие операции мышления как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Неумение выделять общее и существенное может серьёзно затруднить процесс обучения. В этом случае типичного материала: подведение математической задачи под уже известный класс, выделения корня в родственных словах, краткий (выделение только главного) пересказ текста, деление его на части, выбор заглавия для отрывка и т.п. Умение выделять существенное способствует формированию другого умения - отвлекаться от несущественных деталей. Это действие даётся младшим школьникам с не меньшим трудом, чем выделение существенного.
В процессе обучения задания приобретают более сложный характер: в результате выделения отличительных и общих признаков уже нескольких предметов, дети пытаются разбить их на группы. Здесь необходима такая операция мышления как классификация. В начальной школе необходимость классифицировать используется на большинстве уроков, как при введении нового понятия, так и на этапе закрепления.
В процессе классификации дети осуществляют анализ предложенной ситуации, выделяют в ней наиболее существенные компоненты, используя операции анализа и синтеза, и производит обобщение по каждой группе предметов, входящих в класс. В результате этого происходит классификация предметов по существенному признаку.
Логические задачи для школьников: 

Как видно из вышеизложенных фактов все операции логического мышления тесно взаимосвязаны и их полноценное формирование возможно только в комплексе. Только взаимообусловленное их развитие способствует развитию логического мышления в целом. Приёмы логического анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации необходимы учащимся уже в 1 классе, без овладения ими не происходит полноценного усвоения учебного материала.
Поэтому именно в младшем школьном возрасте много и системно обучать детей основным приёмам мыслительной деятельности. 

В  статье использованы изображения с сайта  http://iqsha.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий